Наши кубки

31.03.2014 Юрий Найдовский: ««Кайрат» для меня - сильнее всех на свете»

Юрий Найдовский: ««Кайрат» для меня - сильнее всех на свете»
В интервью известный форвард последних десятилетий XX века вспомнил свои первые шаги в «Кайрате», рассказал о том, чем занимается сейчас.

Встреча с Юрием Вячеславовичем, ныне являющимся тренером группы подготовки футзального клуба «Кайрат», состоялась на базе АФК по ходу тренировки основной команды, что лишь придало беседе особенный, спортивный тон – под шум рывков и ударов о футболе и его разновидностях говорить можно бесконечно. И действительно, интервью получилось длинным, и если бы не плотный график собеседника, продолжаться оно могло еще долго – до того интересным рассказчиком является Найдовский.

- Юрий Вячеславович, болельщики видят Вас лишь на крупных мероприятиях клуба, реже – на Центральном стадионе. Чем Вы сейчас занимаетесь?

- Уже восьмой год работаю в алматинском футзальном клубе «Кайрат» тренером группы подготовки. Лучшие из наших воспитанников, как правило, уходят в большой футбол, почти всегда – в футбольный клуб «Кайрат».

- Как так получилось, что Вы, будучи известным, как забивной форвард в большом футболе, оказались в футзале, да еще и в роли детского тренера?

- Пригласили попробовать. Мне понравилось, и я остался здесь. Специфика немного отличается, но для детей это не принципиально, в этом возрасте разница несущественна. В футзале дети даже больше работают с мячом, отсюда и техника оттачивается.

- Большому футболу времени совсем не уделяете?

- На данный момент футзал смотрю чаще, но и за футбольным «Кайратом», конечно, слежу. Понимаешь, большой футбол сейчас, в сравнении с тем, во что играл я, кажется мне другим видом спорта. И мяч другой, и поля, и скорости.

- То есть футбол стал интересней?

- Интересней может быть для зрителя, но для меня - нет.

- Как для профессионала?

- Не то, что для профессионала… Я всю жизнь в футбол играл и вижу его по-другому. Смотрю, от чего нынешние игроки получают удовольствие…

- А от чего Вы получали удовольствие?

- Мне кажется, было больше мысли, больше дорожили мячом, больше было самоотверженности. Сейчас даже тренеров нет как таковых. Они называются «менеджер». Вот приходит вроде тренер, а ничего показать не может. И в этом плане футбол меня разочаровывает, потому что в футбол приходят люди, далекие от этого вида спорта и они добиваются успехов, но уже как менеджеры, как организаторы. В наше время такого не было. Если ты человек нефутбольный, то будешь, например, администратором. Даже в судейство тяжело было попасть, если ты хотя бы в футбольной секции не занимался спортивной. А сейчас приходят и руководят. И хороших успехов добиваются! Но есть и такие, кто явно не своим делом занимается. Футбол - денежный вид спорта. Есть люди, которые любят футбол, и вне зависимости от того, есть ли там деньги, будут в футболе. А есть те, кто приходит в футбол за деньгами. Иногда добиваются успехов, иногда нет. Я таких людей чураюсь, не принимаю для себя. Они никогда не будут для меня авторитетами в футболе. Если ты играл, был в команде и прошел свой футбольный путь, каким бы он ни был, то тогда – да, ты знаешь, что это такое. А если ты пришел со стороны и даже добился успехов… Против ничего не имею - пожалуйста, мир меняется. Но слово «тренер» тут уже не подходит.

- То есть «Кайрату» в этом смысле повезло?

- Ну, да, Вайсс в свое время определенных успехов добился. И поиграл он неплохо. Так что тренер соответствует своей должности.

«Про что они рассказывают? Где они играли? В деревянных бутсах, с деревянным мячом по кочкам ходили!»

- На стадионе часто бываете?

- В прошлом году чаще приходил. Я не понимаю той игры, в которую играют нынешние футболисты. То, за что нас раньше ругали, сейчас стало нормой и их порой за это даже хвалят. Говорят, «Молодец, нормально». Ну как так – я–то знаю, что это неправильно!

- Какие нормы прививаете своим воспитанникам Вы?

- Они маленькие, у них еще все впереди. Они придут к тренеру или к менеджеру - я не знаю уж, кто у них там будет, и вот он им расскажет все. А я сейчас раскрываю им тонкие нюансы индивидуально для каждого. Дети приходят и сразу видно, что кто-то из них явно талантлив. Селекция многое значит. Вот из 10 ребят из одного если получится хороший футболист, то это нормально. Но если ко мне приходит 100 детей, то там и 5 и 6 талантливых будет. У нас среди детей много желающих заниматься футболом, но им негде это делать, так что в Казахстане мы весь объем не охватываем. Не хватает секций, полей, тренеров. Ребенок приходит и говорит, что хочет заниматься, а мы должны его посмотреть. Если он «в порядке», то оставляем. У нас ведь полная группа, а я могу и не разглядеть талант - сразу-то порой его и не увидишь. В итоге ребенок походил на тренировки и пропал, а я думаю: «Да и ладно». И все – время ушло.

- ФК «Кайрат» в этом плане здорово помогает городу?

- Да, там хорошо. Все родители пытаются отдать своего ребенка в «Кайрат». И мы не препятствуем, если родители хотят, чтобы их дети занимались большим футболом – Академия у ФК «Кайрат» хорошая, однозначно. Система Советского союза, когда дети варились в клубной структуре, когда лучшие росли среди лучших - хороша. И, насколько я знаю, в «Кайрате» хотят создать что-то вроде интернатов тех времен, что-то вроде настоящей футбольной школы. Но это только в «Кайрате». В Казахстане больше нигде такого нет. Ну, а в целом я как бы от большого футбола отошел. То есть слежу, но постольку, поскольку. Вот с ветеранами там, конечно, когда мы начинаем между со разговаривать, интересно. Понятно, что сейчас играют не в наш футбол, поэтому мы нынешних футболистов не понимаем, но с другой стороны, когда я был молодым, когда ветераны говорили то же самое, а мы думали: «Да где Вы играли?». Так и сейчас молодые думают: «Про что они рассказывают? Где они играли? В деревянных бутсах, с деревянным мячом по кочкам ходили!». И сейчас я начинаю понимать тех ветеранов, которые были в мое время. Я считаю, что без истории никак. Надо помнить о том, что было. Ветераны часто может и «гундят» не по теме, но в целом все равно надо прислушиваться к тому, что они говорят и помнить о том, что при нас было хорошее.

«Дашь им какие-то копейки, чтобы они поели, а они бродят возле гостиницы, кричат»

- Вас всегда приглашают на предсезонные презентации ФК «Кайрат». Какие впечатления?

- Все меняется. Жизнь не стоит на месте, и время требует их делать. Это правильно. Без этого никак. Опять же, когда приглашают ветеранов, молодым говорят о нас. Не знаю, правда, что они думают… Презентации организуются хорошо. Клуб демонстрирует новую форму, болельщики видят это все.

- Какими были болельщики в Ваше время?

- Их было человек 10 таких, кто ездил с нами, на перекладных добирался. В Ригу, например, или куда-нибудь во Владивосток за неделю выезжали. Спали потом в гостинице на ковриках или вообще непонятно где ночевали. А сейчас - целое течение фанатское! И правильно ко всем этим моментам относиться серьезно.

- Нелегко было болельщикам…

- Вот они пока доберутся, а потом мы прилетаем. У них уже и денег нет, голодные. Дашь им какие-то копейки, чтобы они поели, а они бродят возле гостиницы, кричат. Я тогда вообще не понимал, как так они добирались. Их снимают с вагонов - они на другой поезд садятся. А потом, после матчей, мы-то улетаем, а они - обратно добираются. Я иногда в городе встречаю этих ребят. Улыбаются. Приятно.

- А девушки были среди них?

- Да, и девченки были в их фанатском движении.

- В любви не признавались Вам?

- Лично мне - нет. Фанаты, они же, любят всех футболистов.

«Удар, конечно, у Пехлеваниди был сумасшедший. Даже не представляю, что было бы, если бы он по современному мячу приложился»

- Какой матч в карьере особенно Вам запомнился?

- Наверное, дебют, когда только попал в основную команду. Я и не думал, что буду играть в «Кайрате». Потом вдруг в 20 лет попадаю в дубль. В первом матче за основную команду чуть ли не на 5-й минуте вышел – Стукашов не играл, а Пехлеваниди, кажется, травму получил. И меня выпустили против «Спартака» московского. Там Дасаев в воротах стоял... То есть играли те люди, которых я по телевидению видел и даже не мог представить, что когда-то буду против них играть. Вничью 0:0 сыграли. Был момент и я не смог его реализовать, но в целом отыграл хорошо.

- А из голов какой самый памятный?

- Может быть, когда в 79-м московский ЦСКА обыграли. Раньше добавленного времени ведь не было – 90 минут и все. И вот я под конец матча забил – Салимов сделал передачу, я принял мяч на грудь, вратарь вышел из ворот и я его перебросил. 2:1 выиграли.

- А издали нечасто били?

- С дальней дистанции особо не забивал. Вот Пехлеваниди - это да! Первый гол ЦСКА как раз он забил. Удар, конечно, у него был сумасшедший. Даже не представляю, что было бы, если бы он по современному мячу приложился.

«Десять километров – разве это кросс? А мы бегали по 12, 13 километров и даже больше. Увозят на автобусе в поле, и бежишь, бежишь, бежишь...»

- В большом футболе поработать не пробовали?

- Я бы смог, но приглашений не было. А как начал работать тут, в футзальном «Кайрате», даже перестал задумываться об этом. Мне нравится работать с детьми. Получаю от этого удовольствие. Сейчас в большой футбол уже поздно. Рассказывают, какие сборы команды проходят… Это совсем не то, что было у нас.

- А какими были сборы в Ваше время?

- Настоящими были сборы, в том-то и дело! Сейчас их не загоняешь - они не могут терпеть те нагрузки, которые мы получали. Трехразовые, четырехразовые тренировки. Но, опять же, все меняется. Нельзя сказать, что тогда было правильно, а сейчас - нет. Раньше было больше и ненужной работы. Сейчас работа более качественная. Но, с другой стороны, дай им с тем же качеством, но больше работы. Десять километров – разве это кросс? А мы бегали по 12, 13 километров и даже больше. Увозят на автобусе в поле, и бежишь, бежишь, бежишь...

- Кто из тренеров уделял «физике» особенное внимание?

- Леонид Остроушко. Сегизбаев и Каминский, наоборот, больше давали работать с мячом и тактически. Я как-то подсчитал – в «Кайрате» при мне 7 или 8 тренеров сменилось! Масудов, Коньков, Никитенко - они уже были тренерами, когда я заканчивал играть.

«Зарплата была 15 долларов!»

- Каким тренером был Тимур Сегизбаев?

- Добрым, порядочным. Но я не знаю, можно быть добрым или нельзя. Раньше я думал, что тренер должен быть добрым, но с годами мнение изменилось. Уже по завершению карьеры стал считать, что тренер должен быть эдаким «деспотом», жестким, как Лобановский, Бесков или Остроушко.

- Вы ведь почти всю карьеру провели в «Кайрате»?

- Да. Год играл в Запорожье – с Волгиным уезжали выводить местный клуб в высшую лигу. И вывели, а потом я вернулся в «Кайрат». И играл я в трех «Кайратах», получается - в советском, потом в 90-е годы, когда вообще не понятно, что за «Кайрат» был у нас - зарплата была 15 долларов! Ну, а заканчивал уже в нашем, «казахском» «Кайрате». И чемпионом Казахстана успел стать, и Кубок выиграть. Понятно, конечно, что в 92-м мы были сильнее всех. В финале Кубка «Тараз» обыграли 5:1.

- И Вы, конечно же, забили?

- Да, два. А у Джамбула отличился Литвиненко.

- Вы ведь и лучшим бомбардиром сезона становились?

- Да, мы тогда выступали в первой лиге СССР. Заняли тогда третье место. Первое выиграл ЦСКА, они потом еще высшую лигу СССР завоевали. Второе место заняла «Гурия» из Ланчхути – все купила!

- Вы имеете в виду судей?

- Да, и при том, в первой лиге было 4 или 5 грузинских команд, и они все «Гурии» отдали, а мы тогда так и не смогли ее обойти – немного не дотянули.

«Когда узнал, что на «Кайрат», в матче с «Барселоной», дают коэффициент 9, очень удивился»

- Красивые голы часто удавалось забивать?

- Головой много забивал голов. Наверное, среди них были красивые. Еще, когда меня только взяли в команду мастеров, и я еще ни разу не сыграл в чемпионате, мы поехали в поездку и по пути провели товарищеский матч с карагандинским «Шахтером». Я получил мяч и думал, кому его быстрее отдать, а соперники все бросаются и бросаются. Обыгрывал, обыгрывал, в итоге всех обыграл и отправил мяч в ворота. В «Кайрат» я попал за счет того, что выступал на спартакиаде народов СССР. Играли мы хорошо, но с группой нам не повезло немного - сборной Москвы проиграли 0:1, со сборной российской ССР вничью сыграли. Но в целом выступили неплохо. Я в итоге стал лучшим бомбардиром того турнира. У нас много хороших игроков было. Фанас Салимов, например. Кстати, начинал я на базе «Кайрата» на Каблукова (ныне – база ФК «Кайрат» имени С. П. Квочкина – Прим. авт.). Тогда «Кайрат» тренировал Всеволод Бобров. Мне было 12 лет и в детской секции нам иногда разрешали выходить и на зеленое поле. А так тренировались мы на опилках. Сейчас вообще у детей условия отличные. Я здесь, в АФК «Кайрат», мальчика спросил, нравится ли ему у нас, а он говорит: «Я здесь хочу жить».

- В чем секрет успехов футзального «Кайрата», который уже десять лет подряд становится чемпионом Казахстана, а теперь еще и является лучшим клубом Европы?

- Я думаю, правильный менеджмент. Люди, которые работают в этом клубе, сильно желали этих побед и сделали все правильно. И тренера взяли, который поиграл сам и все знает в футзале. Он ведь и не возьмет в команду кого попало. Плюс дисциплина есть. Вот отсюда и все успехи.

- Ожидали, что АФК «Кайрат» удастся выиграть Кубок УЕФА?

- Вы знаете, я когда узнал, что на «Кайрат», в матче с «Барселоной», дают коэффициент 9, очень удивился. Я же видел как «Барселона» тренируется и что из себя представляет – неужели она в 9 раз сильнее «Кайрата»? Понятно, что футзал – спорт непредсказуемый, но что «Кайрат» в 9 раз слабее «Барселоны» - такого нет! «Кайрат» уже не в первый раз выходит в «Финал Четырех» и рано или поздно это должно было случиться.

«Мы фанатично играли, на уколах, а у них контракты и зарплаты… И в каком-то плане они правы»

- Что для Вас значит 60-летие ФК «Кайрат»?

- Много чего можно вспомнить. В 83-м году, вот, выиграли первую лигу СССР, потом Кубок федерации СССР. Нам за это дали звания мастеров спорта. За сборную Казахстана даже успел сыграть. Недавно значок нашел именной, где герб «Кайрата» и внизу написано «Найдовский». Очень рад – думал, что потерял! «Кайрат» в моей памяти навсегда. «Кайрат» - это моя жизнь. Это люди, которые играли со мной рядом. Я уже про них никогда не забуду. Многие уже ушли из жизни. И «Кайрат» для меня - сильнее всех на свете.

- Что бы хотели пожелать тем людям, кто трудится в клубе сейчас?

- Мне кажется, они на верном пути. Нужно просто полностью отдаться этой игре и все остальное придет. На данный момент, пока есть возможность, пока ты нужен «Кайрату», пока ты ценен - надо отдаваться полностью. Сейчас футболисты, не только «Кайрата», а вообще, говорят, что никому ничего не должны. Для них это работа. Мы фанатично играли, на уколах, а у них контракты и зарплаты… И в каком-то плане они правы.

fckairat.kz

Похожие новости