Наши кубки

20.11.2010 Кайрат Оразбеков: «Я – бизнесмен, влюбленный в футбол»

Кайрат Оразбеков: «Я – бизнесмен, влюбленный в футбол»
О том, какую пользу отечественному спорту может принести проведение Элитного раунда Кубка УЕФА по футзалу в нашей стране, какие трудности возникли у организаторов по ходу работы и что значит «100 полей в 100 дворах» корреспондент «Капитал.kz» побеседовал с президентом МФК «Кайрат» Кайратом Оразбековым.

– В чем заключается главное отличие футзала от большого футбола?
– Во-первых, размерами игрового поля. И это очень важно для популяризации игры. Ведь все те, кто на любительском уровне играют в футбол, делают это не на огромной поляне длиной за 100 метров, а либо на небольших площадках, либо в спортзале. Фактически футзалисты играют в ту же игру, что простые любители. Ну, а, во-вторых, надо сказать о характеристиках мяча, которым играют в футзал. Он, разумеется, значительно меньше и имеет меньшую упругость, чем его футбольный брат. Это позволяет делать игру более динамичной, техничной и зрелищной.

– Позволяет ли проведение игр элитного раунда Кубка УЕФА в Алматы заработать деньги?
– На сегодняшний день мы не ставили задачу заработать деньги. Для нас самой главной задачей было: во-первых, занять первое место в своей группе элитного раунда, чтобы обеспечить себе участие в «Финале четырех» Кубка УЕФА, а, во-вторых, провести это соревнование на высочайшем уровне, чтобы в дальнейшем подать заявку на проведение заключительного этапа данного евротурнира в нашем городе и завоевать такое право. Вот почему мы бросили все силы на то, чтобы тщательно соблюсти все требования регламента УЕФА.

– Зачем нам вообще нужно проводить такие соревнования у себя дома? Для того, чтобы получить преимущество перед соперниками?
– Как вы знаете, «Кайрат» достаточно успешно играет и в других странах. Причем это происходит в течение 7 последних лет. Мы хотели, чтобы казахстанские любители футзала и футбола смогли посмотреть игры высочайшего класса не только по телевизору, но и вживую. Особенно это, на мой взгляд, касается алматинцев, которые уже давно соскучились по хорошему футболу. Чтобы они поближе познакомились с футзалом, чтобы этот вид спорта получил более динамичное развитие в Казахстане, чтобы больше детей приобщалось к нему, чтобы зрители могли посмотреть на лучшие клубные команды из других стран и поболеть за свою команду.

– Как конкретно может повлиять проведение этого соревнования на динамику развития данного вида спорта в Казахстане? Каких шагов и от кого Вы ждете?
– Это элементарно. Могу привести в пример то, как развитые, высококультурные страны приглашают к себе художественные галереи, выставки. Это делается для того, чтобы простые люди, которые не имеют возможности разъезжать по другим странам, увидели величайшие произведения искусства воочию, а не по телевизору. Так повышается уровень культуры в целых городах и государствах, так приобщаются к наследию цивилизации. Кстати, японских детей обучают, демонстрируя им исключительно оригинальные произведения искусства, а не копии. Действительно, оригиналы обладают неким магнетизмом, энергетической силой, которая притягивает людей. Так же и в спорте. Когда наши дети увидят своими глазами большое спортивное событие, надеюсь, что они увидят и большую победу казахстанского клуба (смеется), они сами захотят играть и выигрывать.

– Если не секрет, в какую сумму обходится проведение элитного раунда Кубка УЕФА?
– УЕФА выделяет организаторам определенную сумму, из расчета по 10 тыс. евро на каждую участвующую команду и еще 10 тыс. евро непосредственно на соревнование. Таким образом, мы получили около 50 тыс. евро. В данный момент эти деньги пока находятся в федерации футбола Казахстана. Но я хочу сказать, что наши затраты, конечно, кратно превысили эту сумму. Думаю, она вырастет до 200 тыс. евро. Эти деньги выделяются меценатами и спонсорами. И мы идем на такие затраты, потому что они окупятся сторицей.

– Вы ждете аншлага во Дворце спорта Балуана Шолака?
– Хотелось бы, конечно, увидеть переполненные трибуны, какими они были четыре года назад, когда мы играли домашний полуфинальный матч Кубка УЕФА против московского «Динамо». Но, к сожалению, по объективным причинам мы не смогли провести качественную рекламную кампанию этого турнира, на должном уровне поддержать его информационно. Дело в том, что решение о проведении игр в нашем городе было принято только в середине октября. А затем мы тянули время еще более 2 недель, так как ждали присоединения основных спонсоров. А последним из этих спонсоров стало алматинское отделение компании «Лексус», которое присоединилось к нам буквально за неделю до начала турнира. Поэтому у меня, конечно, есть опасения, что зрителей будет не очень много.

– Сколько стоят билеты?
– Недорого. От 750 до 2000 тенге. Это не позволит нам собрать со зрителей большую сумму, и данные деньги пойдут на самые простые организационные расходы, автобусы, обслуживание здания и персонала. Мы, может быть, сделали бы и бесплатный вход, но нам было важно, чтобы на игры приходили не случайные люди, а те, кто действительно болеет за футзал. Ну, и, кроме того, мы действуем согласно рекомендациям УЕФА. Представители этой организации назвали нам цену: 5-10 долларов.

– С какими трудностями Вам пришлось столкнуться в процессе организации?
– Непросто было доставить в Алматы покрытие, на котором пройдут игры. К слову, такое покрытие будет впервые использоваться в рамках матчей Кубка УЕФА. Это материал самого последнего поколения, и мы заказывали его у французской компании «Герфлор». Оно очень близко по своим характеристикам к оригинальному паркету, на котором изначально играли в футзал. И когда дело дошло до того, как доставить это покрытие в наш город, оказалось, что сделать это можно не раньше 20 ноября, когда должны будут состояться первые игры. Конечно, все мы были в шоке. В итоге нам удалось доставить покрытие в Алматы на 2 дня раньше и спасти ситуацию. Но это стоило нам колоссальных усилий. Достаточно сказать, что нам пришлось воспользоваться дополнительным рейсом из Лихтенштейна. Большое спасибо по этому поводу хочу сказать нашим спонсорам.

– Вам понравился результат реконструкции Дворца спорта?
– Да, безусловно. На сегодняшний день – это великолепная арена, которая соответствует всем международным требованиям. У нас возникла небольшая проблема с двумя новыми табло. Оказалось, что они не приспособлены к той программе, которая должна работать на матчах Кубка УЕФА – пришлось решать и этот вопрос. Вообще получается так, что на нашем соревновании проводится генеральное тестирование этой арены, которая примет и соревнование Азиатских игр.

– С организацией телевизионных трансляций трудностей не было?
– Были. Как известно, очень скоро в Астане состоится саммит ОБСЕ, и поэтому почти все доступное телеоборуднование отправили туда. В частности, нам в срочном порядке пришлось искать ПТС (передвижную телевизионную студию). Была у нас единственная возможность – взять ПТС у телеканала «Алматы», но, насколько я знаю, в этом случае мы не смогли бы осуществить настолько качественную телетрансляцию, насколько этого требует регламент УЕФА. В итоге мы нашли компанию «Теле Ком», которая и будет осуществлять всю телевизионную работу. В этой связи хочу поблагодарить представителя телеканала «Хабар» Тимура Камашева, который помог нам выйти на эту компанию.

– В Алматы приедут клубы из Грузии, Словакии и Польши. Насколько мне известно, ни одна из этих стран не пожелала получить права на трансляции матчей этого элитного раунда из Алматы. В связи с этим возникает вопрос о стоимости таких прав.
– Я не могу сказать, сколько стоят они сегодня. Но когда нам приходилось покупать телетрансляцию, мы платили 8 – 15 тыс. евро за все матчи группы.

– Любопытно узнать, как обстоят сегодня дела с детским футзалом.
– На сегодняшний день в Алматы функционируют примерно шесть детских спортивных школ: «Динамо», «Локомотив», «Енбек», «Цесна», «Кайрат» и еще про кого-то забыл. Сегодня мы с нашими спонсорами планируем провести кампанию, подобную тем, которые работали в европейских странах: России, Испании и других. Например, «500 полей в год», то есть построить 500 полей в стране в течение года. Почему бы не придумать программу «100 полей в 100 дворах». При этом сделать эти поля абсолютно бесплатными для населения, передать их в собственность КСК, чтобы за ними следили и не запускали. И не только футбольные поля построить, но и баскетбольные кольца установить, растянуть волейбольную сетку. Надеюсь, это произойдет в скором будущем.

– А пока, я так понимаю, не все так радужно, как хотелось бы нам с Вами…
– Пока у нас в Казахстане, надо откровенно признать, нет системы подготовки молодых спортсменов. Эта система разрушена до основания. Есть необходимость либо вернуть старую систему, либо построить новую. Пока мы не сделали ни того, ни другого. И сегодня нам нужно начинать с массовости. И при этом в первую очередь обратить внимание на те виды спорта, которые у нас популярны, которые имеют перспективы. Давайте будем прилагать усилия по развитию керлинга или дартса, если эти виды спорта будут популярны. Сегодня есть другие виды, которые требуют немедленного обращения на себя внимания.

– Как обстоят дела с тренерами в казахстанском футзале? Почему Вы пригласили на эту работу бразильца?
– То, что в «Кайрате» на тренерском посту работает бразильский специалист, не означает, что в Казахстане нет хороших тренеров. Просто нам, при нашем составе с большим количеством бразильских легионеров удобно работать и с тренером-бразильцем. В нашем футзале есть хорошие специалисты!

– У Вас не возникает желание обратить внимание на большой футбольный «Кайрат»?
– Одного желания мало. Для этого необходимо совпадение очень многих факторов. Нужно, чтобы руководство команды, акимат города и спонсоры пришли в своем видении развития клуба к общему знаменателю. И это касается всего казахстанского футбола, всех команд. Я считаю, что в нашем футболе нужны две составляющие: софинансирование государства и при этом все клубы, как минимум, наполовину должны стать частными. В этом случае все деньги дойдут до футболистов и персонала клуба. Сам у себя никто красть не станет.

– Кроме того, что Вы занимаете пост президента МФК «Кайрат», Вы также являетесь и одним из руководителей успешной строительной компании «Элит Строй». Какую работу Вы считаете своим основным делом?
– Я в первую очередь бизнесмен. Строительный бизнес для меня является основным. Для любого человека важно в жизни реализовать его потенциальные способности. Если у тебя получается вести дела лучше, чем у других – нужно это делать и зарабатывать на этом деньги. Но бизнесменом не становятся для того, чтобы потом вкладывать деньги в спорт, или во что-то другое. Что касается футбола, то это для меня всегда была некая сторона жизни, оборачиваясь в которую, я еще больше сосредотачиваюсь на бизнесе. Это хобби, благодаря которому я отдыхаю душой. Но и в этой сфере жизни я стремлюсь к достижению максимальной цели. Почему бы нам не выиграть Кубок УЕФА. Если наши управленцы, менеджеры не могут справиться с этой задачей, мы наймем бразильских менеджеров. Если не хватит бразильцев, позовем испанцев, но достигнем цели. А иностранцы научат наших менеджеров работать на самом высоком уровне. Коротко говоря, я – бизнесмен, влюбленный в футбол.

– Менее месяца назад в нашей газете было опубликовано интервью с вице-президентом Национального олимпийского комитета Казахстана Павлом Новиковым, который в числе прочего заявил, что он не знает ни одного человека в нашей стране, который тратил бы деньги на развитие спорта из собственного кармана. Вы можете как-то это прокомментировать?
– Могу (смеется). Я прекрасно знаю Павла Максимовича и очень его уважаю. Он – один из немногих людей от спорта, которых я уважаю. И Павел Максимович меня очень хорошо знает. Поэтому я думаю, что про меня просто позабыл, когда давал интервью вашему изданию. Но я на него не обижаюсь (смеется).

Капитал.kz

Похожие новости