Наши кубки

20.07.2009 Спасти актауский футзал

Спасти актауский футзал
Имя Болата Ережепова известно всем любителям футзала. И если старшее поколение прекрасно помнит Ережепова в качестве игрока алматинского "Кайнура", то болельщики помладше запомнили его на посту главного тренера актауского "КазТрансОйла".

АФК КайратОднако два года назад прикаспийский клуб распался, и с тех пор талантливый тренер выпал из обоймы большого футзала. Сейчас он солидный бизнесмен и, что самое удивительное, не имеет к актаускому футзалу никакого отношения. О том, насколько возможно возвращение успешного предпринимателя в казахстанский мини-футбол, мы решили поговорить с самим Болатом Ережеповым.

– На сегодняшний день я являюсь президентом АО "МКДСМ", мое предприятие занимается дорожными работами. К местному футзалу сейчас не имею никакого отношения. С тех пор как прекратилось финансирование моей команды, мне пришлось попрощаться с большим спортом.

– По какой причине спонсор отвернулся от клуба?

– Вы же знаете, как у нас все делается. Сменился руководитель компании, пришел человек, которому футзал не интересен, и денежный поток тут же иссяк. Денег от акимата мы и тогда не получали, а просить от здешнего спорткомитета что-то – бесполезно.

– Неужели все так плохо с футзалом в Актау?


– У нас спортивное руководство меняется как перчатки, они не имеют никаких финансовых или административных рычагов. Футбольный клуб "Каспий" сам еле сводит концы с концами. Привлечь внимание к мини-футболу в такой ситуации просто нереально. И что интересно, у нас достаточно сильный чемпионат области. К нам приезжают играть ребята из Кызылорды, соседнего Баку, есть даже бывшие игроки сборной Азербайджана. То есть, имея сильный футзал в городе, не можем выставить команду на республику.

Попытались в этот раз сыграть в первой лиге, мой бывший помощник Жамболат Кебисов свозил команду, итог – третье место из четырех команд. При этом собрал их за пару недель, кого смог – отпросил с работы, и с этим составом поехал играть. Правда, недавно приезжали руководители Департамента футзала, они заходили к начальнику облспорта, который пообещал им написать письмо в аппарат акима области. Меня, правда, терзает сомнение – дойдет ли оно до адресата. К тому же бюджет области до конца года был утвержден 19 июня. И на мини-футбол там не расписано ни копейки.

– Каков же выход из данной ситуации?

– Нужно напрямую просить акима о выделении средств. Я пять лет представлял область в чемпионате страны, и мне не так просто смотреть на то, как загубили большой футзал.

– Болат, даже если произойдет чудо и вам выделят средства на комплектование команды, вы сможете набрать талантливую местную молодежь, достойную уровня чемпионата страны?

– За то время, что мы играли в первенстве республики, у нас подросло достойное поколение. Но как я ушел оттуда, они забросили футзал. Сейчас они все трудоустроены, так как платить зарплату им как футболистам я не мог. Они ко мне подходят и спрашивают, когда будет команда, а мне и ответить нечего. Я и сам спонсировал бы команду, но у меня пока нет того объема работ, позволяющего это сделать. При наличии больших заказов и стабильного контракта я бы и сам нашел возможность содержать клуб.

– Насколько дорого содержать клуб в нынешнее время?

– Я разговаривал с руководителями "Аята" и "Тулпара", получил их примерную годовую смету. Правда, они не совсем применимы для нас. Актау всегда был крайней точкой в футзальной географии, и добираться до места проведения игр нам приходилось дальше всех. А если придется играть по системе "дома – на выезде", то я только неделю буду в поезде проводить. То есть на тренировки времени практически не будет. А выходить с тамбура на поле смысла нет. Поэтому выгодно выступать по "кустовой" системе, когда в одном городе собираются несколько команд и играют между собой. При таких условиях еще есть какой-то смысл. Конечно, если сможем подогнать бюджет. Могу сказать, для того чтобы можно было заявляться в чемпионат, нужно иметь хотя бы 300 000 долларов.

– А для областного акимата это посильная ноша?

– Мы идем на третьем месте по отчислениям в республиканский бюджет после Алматы и Атырау. Поверьте мне, на этом фоне цифра 300 000 – просто копейки.

– Но ведь на одних местных игроках далеко не уедешь. Придется в любом случае привлекать футболистов из-за рубежа.

– Вообще, все казахстанские специалисты знают мое отношение к легионерам. Во-первых, с ними проблем не оберешься, они требуют внимания, на них больше тратится денег, надо искать толкового переводчика.

Хотя понятно, что с одной шальной и неопытной молодежью далеко не уедешь, получать по двадцать мячей за игру совсем не хочется. И на первых порах без легионеров просто никак, в любом случае надо иметь минимум одну четверку. Иначе я и задач никаких не решу, а тогда от меня любой спонсор отвернется.

– В минувшем сезоне на матч разрешалось заявлять четыре легионера. Этого количества, на ваш взгляд, достаточно?

– Думаю, да. Просто вспоминаю времена, когда в чемпионате играли 20 команд, и уже тогда поднимался этот вопрос. Много было споров на этот счет. Но сейчас сложилась ситуация, когда старое поколение потихоньку уходит, а молодежь, кроме Караганды, никто и не растит. С другой стороны, есть "Кайрат" – бренд нашего футзала. Я сам отдал пять лет этому клубу. И им – кайратовцам – каждый год приходится защищать честь страны на международной арене. А сделать это, когда у тебя в локальном чемпионате пять команд и из них ни одного реального соперника, непросто. Поэтому нужно помочь "Кайрату", идти на уступки, сделать все, чтобы кайратовцы привезли домой Кубок УЕФА, пусть для этого и придется получать от них по 15 голов. Тем более что все равно "Кайрат" сегодня никто не обыграет. Особенно учитывая то, что свое звание алматинцы подтвердили в матче за бронзовые медали на кубке УЕФА. Молодцы, одним словом!

– Какие шаги нужно предпринять, чтобы расширить количество участников?

– Была сильная команда в Кызылорде, которую содержал Болат Кушербаев. Но он все время воевал со старым руководством Департамента футзала, потом вообще зарекся играть в чемпионате. То есть сами в свое время растеряли команды, которые вернуть не так просто. А рецепт расширения прост – надо заинтересовать акимов регионов. Хотя сделать это сложно. С другой стороны, смотрите, как развивался футзал. В последнее время ощутимый прогресс совершил "Кайрат" – клуб, имеющий цели и средства.

Неплохо показал себя "Актюбрентген", представлявший нашу страну на международных турнирах. "Тулпар" открыл свою мини-футбольную школу. Да такую, что теперь костяк сборной составляют карагандинские игроки под предводительством своего тренера.

А где в таком случае игроки из Семея или Атырау? Я это к тому, что раньше был интересный чемпионат и представлены были все области, а сейчас их пять. Вот вам и развитие футзала. То есть имеется прогресс некоторых клубов и полный застой в самом чемпионате. Тому же "Кайрату" не с кем спарринговаться в родном чемпионате, а у них цель – завоевать Кубок УЕФА.

– Не последнюю роль в деле развития футзала играет инфраструктура. Как обстоит с этим дело в вашем регионе?

– Все прекрасно знают, что у нас нестандартный зал. У нас строятся различные объекты соцкультбыта, но только не спорткомплексы. Даже домашний стадион "Каспия" не проходит по многим параметрам. Зато у нас в степи отлично строят ледовые катки. А в соседнем Атырау два отличных зала, которые подходят под все стандарты. А футзал в нефтяном регионе почему-то не прижился. В 2001 году меня пригласили туда в качестве играющего тренера. Год я там отработал, создал команду "Абылайхан", потом уехал в Актау, а на мое место пришел мой первый тренер Николай Владимирович Волченко, человек который затянул меня в мини-футбол.

Я ведь в футбол до окончания института вообще не играл, занимался борьбой и играл на домбре. А он в 1996 году затянул меня туда, и через два года я очутился в "Кайнуре".

А тогда в Атырау наш спонсор содержал команду за свой счет, с тамошнего акимата он ни копейки не получил, в конце концов, и он устал бороться.

Зато в Актау футзал был самым посещаемым видом спорта. Зал никогда не пустовал. А в других городах, бывало, сидят только участники и два-три человека, которые мимо проходили. Да и зал – это не такая большая беда, вот я помню, мы в Актобе играли вообще в школьном спортзале, пока им "Коныс" не построили. А тогда от ворот до ворот можно было забить.

В любом случае хочется возродить футзал, но я не начальник облспорта или местной Федерации футбола. А там сидят люди, которым совсем не до этого. О чем говорить, если в футбольном клубе "Каспий" есть три человека, которые меняются между собой местами, а потом судятся друг с другом. Поэтому без поддержки акима мы не сумеем возродить футзал. Пусть он хотя бы возьмет на себя часть финансирования, а в остальном мои друзья-нефтяники помогут, сам я вольюсь, как-нибудь вытянем. Да и вообще, одно слово акима или его замов – и деньги появятся. Благо нефтяных компаний, способных профинансировать команду, у нас хватает.

А так один в поле – не воин. Я, наверное, даже тренировать не смогу, профиль давно поменял, сейчас в бизнесе. Хотя тренера в нынешние времена нанять не проблема. Это не то время, когда у нас вся команда работала слесарями, я их перед играми отпрашивал за неделю, раньше не мог, остальные рабочие начинали шуметь, мол, ничего не делают, а денег столько же получают. Потом отыграем тур, надеваем каски и кирзовые сапоги – и опять на завод. Я уж не говорю о том, как за свой счет буклеты да программки делал. Подключал национальные культурные центра, благо у нас регион многонациональный, они всегда откликались на мою просьбу. С рекламой помогали, с призами.

– Болат, вам удалось понаблюдать за национальной сборной страны?

– К сожалению, нет, игры сборной по телевизору не показывали, так что в основном получал информацию из разговоров. Состав мне не особо о чем-то говорит, много новичков в команде, хотя капитан и лучший игрок чемпионата – это мой воспитанник Динмухамбет Сулейменов.

– А ведь вы сами когда-то были основным игроком первой команды страны. На ваш взгляд, какая дружина была сильнее?

– Ну мы ведь не зря поехали на чемпионат мира в Гватемалу. Пусть и отбирались через Азиатскую конфедерацию, но и там слабых соперников не было. Тем более японцев мы дважды обыгрывали, и я не думаю, что нынешней сборной окажется по зубам японский коллектив…


Эльдар ЖУМА

Похожие новости