02.01.2016 Два капитана
Сборная Казахстана по футзалу в ушедшем году совершила исторический прорыв, завоевав путевку в финальную часть чемпионата Европы, который в феврале этого года пройдет в Сербии. На этом фоне результаты национальной футбольной команды выглядят совершенно неубедительно, хотя в завершающем отрезке квалификации ЕВРО-2016 наша сборная продемонстрировала убедительный футбол, который позволил с оптимизмом смотреть в будущее. В традиционной рубрике новогоднего номера «PROСПОРТ» мы решили побеседовать с капитанами обеих национальных команд – Саматом Смаковым и Динмухамбетом Сулейменовым – о прошлом и будущем их видов спорта в Казахстане.
«PROСПОРТ»: Димаш, Сэм очень приятно видеть вас в редакции «PROСПОРТ». Сезон получился очень насыщенным и интересным и для футбольного, и для футзального Казахстана, поэтому нам показалась интересной идея провести объединенное интервью с капитанами обеих сборных страны. Спасибо, что откликнулись на это предложение. Первый вопрос к вам обоим. Часто ли вы следите за выступлениями друг друга в сборных и клубах?
Сэм: Конечно, я слежу за матчами футзального «Кайрата» и сборной Казахстана. Бываю на матчах чемпионата Казахстана или Кубка УЕФА. Болел за нашу сборную, которая пробилась в финальную часть чемпионата Европы. Общаюсь с Димашем и главным тренером Какау, поздравляю постоянно с победами. В общем, в курсе всех событий. Более того, когда появляется возможность, я и сам в отпуске играю в футзал. Вот недавно играли на товарищеском турнире, хотя вылетели.
Димаш: Я тоже, конечно, слежу за играми Самата. Еще когда играл в Актюбинске («Актюбрентген». – Прим. авт.), может быть, тогда еще Самат не знал обо мне, но я то его уже, конечно, знал, потому что он, можно сказать, человек-легенда. Я всегда внимательно следил за тем, как Самат играл и в Казахстане, и за рубежом. Можно сказать, я фанат (смеется).
Сэм: Мы и в соцсетях переписываемся.
«PROСПОРТ»: Домами и семьями дружите?
Сэм: Пока еще нет, но уже семьями познакомились.
«PROСПОРТ»: Каким для вас получился уходящий 2015 год? Больше было хорошего или плохого?
Сэм: Что касается карьеры, у меня сложилось двоякое чувство. Вернулся в ту команду («Иртыш». – Прим .авт.), откуда в свое время уезжал в Россию. Поначалу складывалось неплохо, на сборах подобрался хороший коллектив. Но когда начался сезон, не знаю, что нам мешало, но мы были на последнем или предпоследнем месте. После смены тренера, когда пришел болгарский специалист и поменялись все легионеры, пришли качественные игроки, мы смогли решить задачу, поставленную руководством, то есть пробились в первую шестерку, хотя могли бы добиться и большего. Помешали некоторые субъективные причины. Это, в первую очередь, финансы – команде с августа по сей день не платят зарплату. И если казахстанские футболисты как-то могут терпеть, то легионеры есть легионеры – приехали издалека, и надо кормить семью. Они, говоря по-футбольному, просто кинули лопату за три-четыре тура до конца сезона. Хотя я считаю, мы могли попасть в четверку, завоевать путевку в еврокубки. В личном плане все, как прежде, хорошо, дети учатся.
Димаш: Для меня в этом году, наверное, тоже больше было событий профессионального характера, футзальных. Началось все замечательно, со второй победы в Кубке УЕФА. Можно сказать, что команда подходила уверенно к этому турниру, у нас уже был завоеван к тому времени один Кубок УЕФА. И хотя некоторые думали, что это была случайность, мы хотели подтвердить то, что победа в 2013 году не была случайной. Выиграли. Но после отдыха, а мы отдыхаем примерно три месяца, собрались для подготовки к Межконтинентальному Кубку. И вроде хорошо начали, и в финале все удачно складывалось вплоть до последних секунд, но перед сиреной пропустили и проиграли. А Элитный раунд Кубка УЕФА в новом сезоне для нас получился, можно сказать, провальным. А в матче с «Югрой» проиграли бесхарактерно, безвольно. Стыдно за этот матч. Но в 2015-м радует сборная – вышли в финальную часть чемпионата Европы и сыграем в стыковых матчах чемпионата мира. Можно сказать, сделали историю. Рассчитываем, что футзалу теперь будут уделять больше внимания.
«PROСПОРТ»: В целом, у вас больше плюсов в сезоне?
Сэм: Да, у Димаша больше плюсов.
«PROСПОРТ»: Наше издание ежегодно определяет лучшего казахстанского спортсмена по итогам года. Кого бы назвали вы в 2015-м?
Сэм: Илюха Ильин завоевал опять золотую медаль. На этот раз на Кубке президента России, да еще и с мировым рекордом. Я следил за его выступлением и сразу отправил ему поздравительное сообщение. Он приучил нас к тому, что все время побеждает. Но я думаю, все-таки Гена тоже держит марку и прославляет нашу страну. Благодаря ему о Казахстане узнают все больше и больше. На мой взгляд, он, бесспорно, лучший в этом году.
Димаш: Я соглашусь с мнением Самата. Головкин сейчас номер один. Он стал самым лучшим нокаутером в истории, если не ошибаюсь. Но и Ильин, конечно, тоже, не позволяет усомниться в своих результатах, в победах. Приятно слышать, когда комментаторы обсуждают его выступления, что он соревнуется сам с собой и бьет свои собственные рекорды. В этот раз на четыре килограмма больше взял.
Сэм: Он тактически сыграл правильно, заявив рекордный вес уже во второй попытке, чтобы оставить еще один шанс. Но третья попытка не понадобилась.
«PROСПОРТ»: Кроме лучшего спортсмена газета «PROСПОРТ» также традиционно определяет и лучшего игрока казахстанской футбольной премьер-лиги. В последнем номере года объявляем результаты внутриредакционного голосования и в этом новогоднем номере объявляем результат: лучший игрок КПЛ-2015 – полузащитник «Астаны» Рохер Каньяс. В этой номинации тоже очень интересно ваше мнение.
Сэм: Профсоюз футболистов, организация FIFPro Казахстан тоже выбирает лучших игроков сезона. Но у нас это делается в нескольких номинациях: «лучший легионер», «лучший молодой», «лучший полузащитник». А если выбирать только одного лучшего игрока сезона – для меня это Исаэль.
Димаш: Мне не всегда удается смотреть матчи чемпионата Казахстана по футболу, у самого игры и тренировки. Но я посмотрел матчи «Астаны» в Лиге чемпионов, и мне очень понравился Каньяс.
«PROСПОРТ»: Говорят, что игрок АФК «Кайрат» Жоан хорошо играет в большой футбол. Как думаете, кто бы мог заиграть из футзалистов в большой футбол и наоборот.
Сэм: Мне кажется, легче заиграть в большом футболе, переходя из футзала. А из футболистов, играющих сегодня в Казахстане, думаю, в футзал смогли бы играть на высоком уровне тот же Исаэль, Сито Риера, Баторик. Куат не смог бы (смеется). Он дровосек.
«PROСПОРТ»: И все-таки как понять, что футзалисту можно выходить на газон? По каким критериям это определяется?
Сэм: В футзале тоже требуются выносливость и сумасшедшая интенсивность. В большом футболе много пауз, и за два тайма чистого игрового времени наберется максимум 25 минут. Если Димаш придет играть в большой футбол, где-нибудь перед штрафной «нарисует» двоих и вот, пожалуйста, сделает результат. Это любой человек из футзала сможет сделать.
«PROСПОРТ»: На ваш взгляд, индивидуальные награды не мешают командным видам спорта? И, вообще можно ли определить объективно одного лучшего игрока?
Сэм: Скорее всего, здесь берутся во внимание результаты игрока на протяжении всего сезона, и на первый план выходит стабильность. Конечно, у любого игрока может выпасть две или четыре игры. От этого не застрахован никто – ни Месси, ни Роналду. Но тренеры, специалисты и СМИ определяют, потому что вы видите это со стороны. А когда голосуют капитаны команд, мы смотрим на ситуацию изнутри и не только на игровые, но и на личные качества, как он в быту себя ведет в разных моментах.
«PROСПОРТ»: Может быть, концентрируясь на личностном противостоянии Месси и Роналду, болельщик упускает из виду командную игру, тренерские ходы?
Димаш: Месси и Роналду – игроки высокого уровня. У каждого свои плюсы, игровые качества. Месси в большей степени, наверное, командный игрок. Хотя смело и сам может обыгрывать двоих – троих соперников, может отдать, когда надо. Их личное противостояние – это личное противостояние. И оно не должно мешать восприятию командной игры.
Сэм: Я тоже думаю, что индивидуальные награды ничего не портят. Возьмем того же Гоу. Он забил много голов, получил личную награду, но все понимают, что без партнеров он был бы никем. Только в единичных случаях бывает зависимость от одного игрока – когда человека нет, команда не может играть. Опять же пример Исаэля – в конце сезона сломался, и мы увидели совсем другой «Кайрат». Поэтому если кого-то наградили, это не только его награда, а всей команды.
«PROСПОРТ»: Расскажите как вы планируете встречать Новый год.
Димаш: Некоторые мои друзья живут в Астане. Мы запланировали собраться большой компанией. Сегодня «Кайрат» улетает на игры чемпионата Казахстана в Караганду, и после игр я сразу же с семьей улечу в Астану. Конечно, заготовлены подарки для детей.
Сэм: Я давно хотел попасть на матчи европейских чемпионатов. Мы 25-го с моим другом Алибеком Булешевым семьями улетаем в Амстердам, потом побудем пару дней в Париже с друзьями, с которыми раньше играл, потом летим в Барселону, посмотрим матч против «Бетиса». Новый год в Барселоне. А потом летим в Мадрид, мне ребята пообещали устроить фотосессию с «реаловцами» и с Криштиану, и со всеми.
«PROСПОРТ»: Черышев?
Сэм: Нет. Есть там хороший человек, вы его не знаете. А потом переедем в Валенсию, где будет игра с «Реалом». Вот здесь Денис Черышев поможет.
«PROСПОРТ»: Сэм, как ты не устаешь от футбола?
Сэм: Ну, там-то я не играть буду, а учиться. А учиться никогда не поздно, я всегда хотел посмотреть эти две команды вживую. И мы на все матчи пойдем с семьей, только младший останется с родителями.
«PROСПОРТ»: Как вы уже сказали, вы оба активные пользователи социальных сетей. Расскажите о том, насколько серьезно вы воспринимаете комментарии разных людей, будь то позитивные или негативные отзывы.
Сэм: В последнее время я уже не особо слежу за комментариями, супруга иногда подсказывает, что написали что-то, но я нечасто смотрю. Да, конечно, мне интересны разные мнения, но если это мнения объективные, конструктивная критика, это бывает полезно. Но когда 12-13-летние пишут что попало, конечно, таких сразу блокируешь.
«PROСПОРТ»: Димаш, серьезные были комментарии после игры с «Югрой» и «Эрешином», где тоже не все получилось. Помнишь самый «приятный» комментарий?
Димаш: Не без этого. Комментарии, конечно, были. Просматривал. И понимаю, что так оно и было, мы провалили этот Элитный раунд. С чем-то я был согласен, с чем-то – нет. Но не отвечал.
«PROСПОРТ»: Впереди большой футбольный год. Чего вы ждете от 2016-го?
Сэм: Я понимаю, что моя карьера подходит к концу, и хочется достойно провести сезон. Как меня учили старшие ребята, надо заканчивать так, чтобы тебе не кричали с трибун: хватит, уходи, а наоборот, говорили, что его не хватает на поле. Хочется закончить так же, как провел всю карьеру.
«PROСПОРТ»: Есть уверенность, что это будет последний сезон?
Сэм: Нет, я так не сказал. Уйду, когда время придет.
«PROСПОРТ»: Есть понимание, в каком клубе будешь играть? В «Иртыше» ведь некоторые бросили лопату.
Сэм: Есть действующий контракт с «Иртышом». А тех легионеров, которые бросили играть, в следующем сезоне в команде уже, наверное, не будет. Сейчас Димитар (Димитров, главный тренер ФК «Иртыш». – Прим. авт.) собирает новых легионеров. У меня с клубом нет никаких противоречий. Но не знаю, хочет ли клуб, чтобы я остался. Вот в чем вопрос.
«PROСПОРТ»: Димаш, собираешься ли ты сменить клуб в следующем году?
Димаш: Нет (смеется). Было бы куда.
«PROСПОРТ»: Вот и возникает не очень праздничный вопрос: что будет с казахстанским футзалом в будущем?
Димаш: Я думаю, что победы сборной обратят внимание на проблемы нашего футзала. Для начала надо увеличить количество команд в чемпионате. В Актау, например, в чемпионате города выступают примерно 200 команд. Это один самых сильных городских турниров, в котором собираются многие футзалисты, ранее выступавшие в национальном чемпионате за разные клубы. И не только казахстанские игроки, там есть москвичи, кыргызы, азербайджанцы. Значит, есть за счет чего увеличить количество команд в чемпионате страны. Нужно, чтобы сверху дали распоряжение.
«PROСПОРТ»: Ребята, сколько лет еще болельщики будут наслаждаться вашей игрой?
Сэм: Думаю, еще годика на два сил точно хватит. Но, как я уже сказал, буду судить по своему состоянию.
Димаш: Да, я согласен. Это будет зависеть от собственного состояния.
«PROСПОРТ»: Что вы думаете о возможности принятия решения, согласно которому все футбольные клубы премьер-лиги будут обязаны включить в свои структуры футзальные команды?
Сэм: Футзалу тоже надо помогать и уделять больше внимания. Почему бы футзал не привязать к большому футболу, чтобы за развитием футзальных команд следили на самом высоком уровне?
Димаш: Мы очень этого ждем. Можно сказать даже, что заждались (смеется). Очень хотелось бы больше команд. В Бразилии, говорят, могут в олимпийскую программу включить турнир по мини-футболу.
«PROСПОРТ»: Кроме того, периодически всплывает тема всевозможных объединенных турниров. В частности, казахстанские футзальные клубы могли бы выступать в Открытом чемпионате России, по примеру Континентальной хоккейной лиги. Но такой вариант вряд ли поддержит УЕФА. Думаете, противоречия можно преодолеть?
Сэм: В большом футболе это, конечно, не светит. Но в футзале, наоборот, это кажется вполне правильным решением. Если «Кайрат» на регулярной основе будет играть с «Синарой», «Югрой» и «Динамо» – это будет классно и для турнира, и для «Кайрата». Чего скрывать, в чемпионате Казахстана сейчас у алматинского клуба конкуренции нет. Возможно, УЕФА и пойдет навстречу. Но для этого наши высокопоставленные функционеры должны обратиться с соответствующим письмом. Российские команды, мне кажется, не будут против.
«PROСПОРТ»: Самат, следующий вопрос, предупреждаю, каверзный. Чего ты ждешь от грядущего чемпионата Европы?
Сэм: Не знаю. Несколько команд не совсем понятных вышли на чемпионат Европы: Северная Ирландия например. Не думаю, что кто-то из дебютантов сможет «выстрелить» на ЕВРО, на чемпионате мира – да, это возможно. Но во Франции за призовую тройку будут бороться, думаю, все те же, сильнейшие команды.
«PROСПОРТ»: За кого будешь болеть на чемпионате Европы?
Сэм: За Россию.
«PROСПОРТ»: Интересно. Димаш, чего ты ждешь от чемпионата Европы 2016 года? Вот Самат будет болеть за Россию.
Димаш: От своего чемпионата Европы (смеется)?
Сэм: Секунду (смеется). Ты же не уточнил вопрос. Конечно, я тоже жду футзального чемпионата Европы. Считаю, что сборная Казахстана добилась грандиозного результата, пробившись в финальную стадию. Приносит больше радости, нежели национальная сборная по футболу. Команда у нас очень сильная, и уверен, что они там наведут шороху и смогут побороться за высокие места. Будем ждать побед от сборной Казахстана.
Димаш: Уже известно, что первую игру мы играем с Россией. Но если команда будет хорошо подготовлена, можно и с Россией играть. После последних игр уже, наверное, все знают Казахстан. На нас тоже по-особому будут настраиваться. Для начала перед командой ставится задача выйти из группы. Мы верим, что наша команда может пройти дальше.
«PROСПОРТ»: Натурализация – одна из самых обсуждаемых тем в отечественном спорте. Самат, тебе хотелось бы в национальной команде иметь таких партнеров, какие с недавнего времени появились у Димаша?
Сэм: Если натурализовать, то нужны такие игроки, как Гоу, Исаэль, Каньяс. Но я категорически против того, чтобы приглашать в сборную таких игроков, которые ничем не отличаются от наших футболистов. Эта практика используется везде. В частности, Турция тоже натурализовала бразильцев. Тут, опять же, надо понимать, что это за бразильцы.
«PROСПОРТ»: Димаш, существует вероятность того, что в футзальной сборной в ближайшее время появятся новые натурализованные игроки?
Димаш: До Дугласа были двое игроков. И когда зашла речь о Дугласе, все понимали, что это очень сильный игрок, что он нам поможет. И пока достаточно, есть и казахстанцы, которые тоже могут играть в футзал.
«PROСПОРТ»: Может ли футзал по популярности приблизиться к футболу как в Казахстане, так и во всем мире? Какие шаги для этого нужно предпринять?
Сэм: А почему нет? «Кайрат» дважды выиграл Кубок УЕФА, сборная неплохо выступает. Если расширить чемпионат и сделать его конкурентоспособным, как Димаш говорит, потихоньку, думаю, футзал подтянется к футболу. Конечно, нужно больше уделять внимания, нужны заинтересованные люди. Например, если бы не президент «Кайрата» Кайрат Оразбеков, то и этого клуба не было бы, не было бы Кубков УЕФА и побед у сборной. То же самое и в Европе.
«PROСПОРТ»: Сейчас, когда есть возможность поговорить с наиболее опытными игроками в футболе и в футзале, можно поднять тему оптимальной формулы проведения чемпионатов страны. Осень-весна или весна-осень?
Сэм: На данный момент существующий формат в футбольном чемпионате является оптимальным, потому что нам просто негде будет играть по системе «осень-весна». Даже летом особо нигде нет качественных полей. Астана – искусственное, Павлодар – искусственное, Алматы, Шымкент, Тараз – хорошие естественные поля. Это летом. А осенью? Даже в России мучаются с их возможностями. Надо сначала построить манежи, а потом уже говорить о возможном переходе на формат «осень-весна». Конечно, было бы хорошо синхронизировать наши трансферные окна с европейскими, чтобы улучшить возможности казахстанских клубов. Это особенно важно для тех команд, которые играют в еврокубках. Но, повторюсь, при существующих условиях говорить об этом преждевременно.
Димаш: Если говорить о футболе, то Самат, я думаю, все по полочкам разложил. А в футзале мы и так играем с осени до весны. Можете себе представить, как играть в летнюю жару в зале.
«PROСПОРТ»: Вы верите в то, что у нас когда-нибудь по всей стране научатся содержать газоны высочайшего класса, несмотря на сложные климатические условия, как научились в некоторых северных странах?
Сэм: Для этого нужны фанаты футбола, как Кайрат Оразбеков в футзале, или в России – Сергей Галицкий. В казахстанском футболе таких фанатов практически нет.
«PROСПОРТ»: Совсем недавно в Шымкенте открылась региональная детская академия футбола. Это преподносилось, как очень важное событие, которое последовало после распространения по всей стране детских футбольных центров. На ваш взгляд, будет ли это, действительно, кузница кадров для казахстанского футбола?
Димаш: Конечно, детские школы футбола – это очень хорошо и правильно. Но надо открывать такие академии по всей стране, ведь детей везде полно. И если на этом дело не остановится, это должно дать хороший результат.
Сэм: В этой академии поля лучше, чем по всему Казахстану. Это к разговору об инфраструктуре. Димаш правильно сказал, не надо останавливаться на этом. На западе, в Восточном Казахстане тоже нужны такие академии. Только так мы сможем поднять уровень футбола, воспитать поколение сильных футболистов.
«PROСПОРТ»: Скажите, когда сборная Казахстана станет чемпионом мира по футболу?
Сэм: По футболу – никогда, в футзале – возможно. Мы опять возвращаемся к разговору о том, что у нас нет ничего в футбольной инфраструктуре для решения этой задачи. Сколько стадионов мы построили за годы независимости? Один! А в футзале можно хоть завтра стать чемпионом мира, шансов существенно больше.
«PROСПОРТ»: Может быть, вы хотите поздравить своих болельщиков с наступпившим Новым годом?
Сэм: Да, конечно. Я поздравляю с праздником всех казахстанцев. Всем здоровья, чтобы в каждом доме было море улыбок, был достаток в это непростое время, светило солнце. Чтобы следующий год принес много радости, чтобы дети нас радовали, а родители чтоб были здоровы.
Димаш: Я также присоединяюсь к поздравлениям. Желаю много радости в каждом доме. Дети – наше будущее, наше счастье, то, ради чего мы живем. Желаю, чтобы они были веселыми, счастливыми. Еще хочется поблагодарить наших болельщиков, которые всегда нас поддерживают. В будущем году мы очень постараемся порадовать вас хорошим выступлением на чемпионате Европы и чемпионате мира.
Блиц
Сэм - Димаш
Мне – футбол Футбол или футзал? Футзал, конечно
Месси Месси или Роналду? Месси
Роналдо Роналдо или Роналду? Согласен
Пеле Пеле или Марадона? Пеле
Алматы Алматы или Астана? Алма-Ата
Рок Поп или рок? И то и другое понемногу
Кино Кино или театр? Кино
Ни то, ни другое Балет или опера? Ни то, ни другое
День рождения Новый год или день рождения? День рождения
Досье «PROСПОРТ»
Смаков Самат Кабирович
Дата и место рождения:
8.12.1978, Семей, Казахстан
Клубы: «Елимай», «Иртыш», «Ростсельмаш», «Женис», «Кайрат», «Актобе», «Ризеспор»
В составе сборной Казахстана провел 67 матчей.
Достижения:
Шестикратный чемпион Казахстана (1998, 1999, 2004, 2007, 2008, 2009)
Двукратный обладатель Кубка Казахстана (2002, 2008)
Двукратный обладатель Суперкубка Казахстана (2008, 2010)
Досье «PROСПОРТ»
Сулейменов Динмухамбет Салмухамбетович
Дата и место рождения:
25.10.1981, Кентау, Казахстан
Клубы: «Актау», «Абылайхан», «КазТрансОйл», «Алем», «Актюбрентген», «Кайрат»
В составе сборной Казахстана провел 43 матча.
Достижения:
Шестикратный чемпион Казахстана (2010, 2011, 2012, 2013, 14, 15)
Двукратный обладатель Кубка УЕФА (2013, 2015)
Пятикратный обладатель Кубка Казахстана (2010, 2012, 2013, 2014)
Трехкратный обладатель Суперкубка Казахстана (2007, 2012, 2014)
Обладатель Суперкубка Мира (2014)
Евгений ГАЙДАМАКИН, Алибек КАБЕНОВ, Айбек АЛДАБЕРГЕНОВ, Руслан Сагиев, PROСПОРТ
- 01.11.2024 «Кайрат Футзалдың» Чемпиондар лигасының элиталық кезеңіндегі қарсыластары анықталды
- 13.10.2024 Стартовали продажи билетов на Лигу чемпионов!
- 13.10.2024 СуперКубок наш!
- 02.10.2024 «Сыграли на твердую восьмерку». Оразбеков заступился за казахстанскую сборную по футзалу
- 02.10.2024 «Казахстан – футзальная страна». Кайрат Оразбеков – о победе над сборной Португалии
- 22.09.2024 Кайрат Оразбеков: Густаво – специалист, который обладает философией и духом «Кайрата»
- 15.09.2024 Бүгін футзалдан ұлттық құрамамыз 2024 жылғы әлем чемпионатындағы жорығын бастайды.
- 13.09.2024 «Қайраттың» бұрынғы ойыншысы Густаво Парадеда клубтың спорт директоры болып тағайындалды.
- 13.09.2024 Кайрат Оразбеков: "За два года создать лучший клуб в Европе. Это наша задача и мы будем к ней стремиться".
- 12.09.2024 Лукас Отанья - «Қайраттың» жаңа ойыншысы
- 08.08.2024 Көңіл айтамыз
- 11.07.2024 Өткен маусымда Жахангир Рашит «Қайрат футзал» сапында ел біріншілігінде ең көп матч өткізді