Наши кубки

23.04.2007 Дорогая игрушка Кайрата

Дорогая игрушка Кайрата
www.megapolis.kzИнтервью президента МФСК "Кайрат" Кайрата Оразбекова газете "Мегаполис".

Президент МФК «Кайрат» Кайрат Оразбеков о Суперкубке, бразильском счастье в Казахстане, департаменте и европейских мечтах.
– Нужен ли был мини-футбольному «Кайрату» турнир Суперкубок Лиги?
– Сегодняшний? (смеется) Изначально он задумывался в совершенно ином формате. Мы вели переговоры с российскими «Динамо» и «Спартаком», испанскими клубами, с УЕФА – они не против, чтобы европейская практика проведения поощрительного турнира была введена и в Казахстане. У нас в чемпионате играет не такое большое количество команд, и времени сыграть новый турнир у клубов вполне достаточно. Участники, к примеру, сбрасываются по 10 тысяч долларов – для клубов, чей бюджет составляет от 600 тысяч до одного миллиона долларов – это совсем не большие суммы! Приедут киргизы и будут участвовать вне конкурса, к нам рвутся узбеки, и они тоже готовы платить. Плюс четыре наших команды – вот вам и соревнование регионального масштаба. А что мы получили сегодня? Если команда отказывается от участия в турнире, она оплачивает штраф в размере 300 тысяч тенге. «Актюбрентгену», к примеру, проще заплатить эти деньги, чем выкладывать 1,5 – 2 миллиона за неквалифицированные соревнования. Рейтинг может измеряться только одним – Актобе обыграл «Кайрат» и то не в сильнейшем составе – победа не самая убедительная. С самого начала мы не знали точных сроков проведения Кубка и были поставлены в известность только за неделю. Поэтому и выступление бразильцев вы не увидели. Билеты уже куплены, условия обговорены – зачем мне держать их здесь? Это иностранцы – малейшие задержки подводят ФФК, меня как президента клуба. Поэтому мы решили, что Кубок Лиги – это соревнование для нашей молодежи, бразильцы свои кровные уже заработали, давайте дадим и другим. Для них ничего не стоило остаться, они же легионеры, для них главное – деньги. Не платят – они и полетели домой.
– Значит, турнир придумали в самый последний момент?
– Нет, он был заявлен еще в начале сезона, но вот со сроками очень долго тянули, хотя, по моему мнению, должны были предупредить за три месяца. От лица команд сейчас очень много вопросов, главными из которых являются количество легионеров, сроки проведения чемпионата – мы уже сейчас должны начинать проводить селекцию, как это делается во всех цивилизованных странах. «Кайрат» в двадцатых числах июня уже начинает сборы. И еще: это задачи, которые перед нами ставят. Нам говорят – вы должны играть в финале Кубка УЕФА!
– Интересно, это кто вам ставит такие задачи? ФФК?
– Да.
– А на каком основании?
– Мы играли в полуфинале. Они видят, что у нас есть потенциал. И мы можем играть в финале. Они говорят: мы ставим вам задачу – развивайтесь… (пауза…) Это своего рода пожелание…
– Сегодняшнее развитие футзала в Казахстане многие связывают с легионерами. Не кажется ли вам, что их слишком много?
– Возьмите Европу – там все играют за счет бразильцев, испанцев и португальцев. Исключение составляют лишь те страны, в которые варягов взять достаточно проблематично. Например, Мукадо мы недавно отдали в аренду одному хорватскому клубу. Словения, Румыния – по экономическому потенциалу они пока отстают от нас, большие клубные бюджеты они пока себе позволить не могут и бразильцев тоже. Поэтому и в Европе они выступают в роли статистов. Мы легионеров позволить себе можем и входим в четверку-пятерку сильнейших клубов Старого Света. Это же клуб, а не сборная. «Кайрат» – это казахстанский бренд.
– А реально этот самый бренд раскрутить?
– Конечно. Это же дешевый вид спорта. И своего рода бизнес-проект «казахстанский футзал».
– А бюджет «Кайрата» – это закрытая информация?
– Закрытая.
– Но она входит в рамки названных вами ранее цифр (600 тысяч – 1 миллион)? И вообще, если раскрутить казахстанский чемпионат в Европе, эти суммы должны быть открытыми?
– Бюджет «Эль-Посо» – 11 миллионов евро, у «Бумеранга» (оба Испания) – 17 миллионов. «Кайрат» играет с первыми 1:3 – у него бюджет не может быть 600 тысяч, он может быть до двух миллионов.
– А сколько, по вашему мнению, легионеров должно играть в команде?
– Я понимаю, что департамент футзала начал политику воспитания местных кадров и всячески стремится повысить уровень национального первенства. Однако считаю, что лимит на легионеров – это не стопроцентный выход из ситуации. Представляете, находятся и такие, кто считает, что должны играть только казахи. Но в футзал должны играть те, кто умеет в него играть. Каждый должен заниматься своим делом. Что же касается лимита, то, обсуждая эту проблему с руководителями других клубов, понимаешь – планку хотят опустить все. Сегодня варягов в заявке на матч пять из двенадцати. Давайте все оставим как есть, но поправку внесем в заявку на весь чемпионат, которая включает в себя 18 футболистов. Пусть легионеров будет десять, но в матче участвовать могут пять. Восемь позиций останется местным воспитанникам и молодежи. Но зато среди варягов начнется серьезная конкуренция. Сегодня же они могут спокойно сидеть, зная, что в любом случае их выпустят. Возникнет борьба за место в основе, и от этого мы только повысим уровень приезжающих футболистов и всего чемпионата в целом.
– Похоже, все делается для того, чтобы «Кайрат» выиграл Кубок УЕФА?
– Абсолютно правильно. Я разговаривал с актюбинскими коллегами – у них также стоит огромная проблема с лимитом. Делаются паспорта, многих делают казахстанцами, женят, дают квартиры. Зачем заниматься ерундой, когда качество легионеров может быть улучшено!
– А кто-нибудь из бразильцев не изъявил желание принять казахстанское гражданство?
– На сегодняшний день официально согласились принять гражданство три бразильца. Какау, Мукадо, Жива (находящийся в аренде у «Ансара». – Авт.), подобное желание изъявил и вратарь «Ансара» Рералди, но мы его пока не рассматриваем – он не футболист нашего клуба. Первые трое уже подготовили официальные письма. Также подал заявку Вагиньо и получил вид на жительство. У него и девушка местная. Планирует жениться на казахстанке и Густаво – скоро сыграет свадьбу в Бразилии… Поэтому видите, что проблема легионеров для нас будет частично решена. Да и для сборной Казахстана – это огромный плюс.
– Потерял ли что-то «Кайрат» в этом сезоне, когда не вышел в финал четырех Кубка УЕФА?
– Любая ошибка или поражение – это большой плюс для команды на столь крупных соревнованиях. Теперь мы знаем, где споткнулись, где у нас проблемы. Раньше мы решали задачи уровня португальской «Бенфики», клубов из Бельгии, теперь на смену им пришел «Эль-Посо» – это другой уровень. Я понял, что команда в этом году играла лучше, чем в прошлом. Если бы в сегодняшнем составе мы вышли в полуфинал, то одну встречу точно смогли выиграть у московского «Динамо». В том сезоне были проблемы с составом, в этом команда полностью укомплектована. Но нельзя не упомянуть проблему тренера. Прежний наставник сеньор Аугусто предупредил нас всего за месяц до сборов о том, что он получил большой контракт в одном из лучших бразильских клубов. Для нас эта ситуация была шоковой. В условиях контракта была строка, по которой в случае его расторжения главный тренер обязан был нам выплатить 50 тысяч долларов. Видимо, в Бразилии ему предложили условия намного лучше, но свои условия договора он так и не выполнил – сначала хотели обратиться в УЕФА, но жизнь показала, что мы оказались правы. Сегодня он хотел бы попасть в наш клуб – но путь ему закрыт. В «Кайрате» он просто раскрутил свое имя, поверьте, наша команда очень хорошо известна футзальному миру.
– Но вы согласны с тем, что Файсал Сааб по уровню намного слабее своего предшественника?
– За две недели мы просто не смогли найти достойную замену – все серьезные люди были заняты. Но Сааб очень мягкий и хороший человек, он очень грамотный футболист, вообще он не первый тренер, а второй, и, наверное, сами заметили, что в этом сезоне команда выступала совершенно в ином ключе. Однако за счет грамотной селекции и сохранения костяка команды мы добились неплохих результатов.
– В кулуарах поговаривают, что Файсал Сааб является родственником Какау…
– Я еще раз хочу сказать, что Файсал замечательный тренер, поверьте мне. У него просто не было опыта работы в таких сложных международных встречах.
– Он останется в «Кайрате»?
– Мы хотим предложить ему место второго тренера. Роль первого будет исполнять специалист с известным именем. Контракт будет подписан на этой неделе. Фамилию я пока назвать не могу – это будет либо бразилец, либо испанец.
– Сегодня с уверенностью можно сказать, что цель у «Кайрата» только одна – успех на международной арене. Во внутреннем первенстве конкурентов просто нет. Для вас уход единственного серьезного соперника карагандинского «Тулпара» в прошлом году – это потеря?
– Это огромная потеря. Причем для всего футзала Казахстана. Я лично скорблю. Отсутствие таких сильных клубов влияет на качество национального первенства – это интерес, спонсоры, общественное мнение. Я уважаю Смотрицкого (президента «Тулпара». – Авт.), но не разделяю его методов борьбы. Я считаю, что нужно доказывать свою состоятельность на поле. В следующем году мы планируем по одному из местных каналов показывать домашние игры «Кайрата» – пусть смотрят миллионы и рассудят всех по-честному.
– Транслировать матчи по телевидению – дорогое удовольствие?
– Две игры обойдутся в шесть тысяч долларов. Деньги для нас это небольшие.
– А можно сказать, что казахстанский футзал – это империя Кайрата Оразбекова? Вы ведь были почти родоначальником нашего мини-футбола…
– Это не совсем верно. В каждом виде спорта есть стержень – человек, вокруг которого все закручено. Борьба, велоспорт, футбол, волейбол, керлинг. Хорошо, что в мини-футболе этим стержнем стал «Кайрат» – нашему клубу уже 12 лет, первые восемь из которых мы не могли стать чемпионами.
– Кстати, в 2001 году, когда в составе чемпиона страны «Алиби» играли несколько узбеков, вы говорили, что легионеры – это не лучший путь развития футзала. Тогда «Кайрат», с ваших слов, делал ставку на местных воспитанников. Время меняет людей?
– C ростом клубного менеджмента росло и внутреннее осознание того, что мы хотим делать, для чего нам это нужно и почему мы это делаем? Когда ответы на эти вопросы были найдены, мы просто выбрали нужную нам дорогу – не было школы, базы футзала, я вообще во многом поначалу ошибался, но с ростом понимания росли и потребности, а потом выбор пал на легионеров… Поверьте, «Кайрат» – это очень дорогая игрушка, но и сегодня нам не хватает дивидендов – был бы у нас бюджет, как у «Актобе», из большого футбола, Кубок УЕФА через два года стоял бы на моем столе.
– Наверное, после матчей Кубка УЕФА бразильцам непросто перестраиваться на игры во внутреннем первенстве?
– Действительно, им очень тяжело. Одно дело играть с «Алемом», «Актюбрентгеном», другое – встречаться с «Жигиттером» или того хуже – шымкентским «Жагамарсом». Этот резкий перепад очень негативно влияет на легионеров – у них нет мотивации. Благо, что этот сезон выдался очень зрелищным – только опять «Кайрат» оказался на голову выше всех. Поверьте, мы мечтаем о сильном сопернике!
– В этом сезоне стало известно, что команда «Жигиттер» вошла в структуру «Кайрата» и фактически стала его фарм-клубом…
– (после долгой паузы) В середине чемпионата ко мне обратился Анатолий Михайлович (Ионкин – глава департамента футзала Казахстана. – Авт.) и попросил спасти то единственное, что осталось в Казахстане от юношеского футзала. «Жигиттер» укомплектована молодыми ребятами от 15 до 19 лет. В тот момент у нас был построен спортивный комплекс, в который было вложено 5 миллионов долларов, мы открывали свою школу и понимали, что то же самое получим через 4-5 лет. Но связь между детской школой и взрослым мини-футболом прерывать мы не стали. Мы заплатили за участие клуба из Астаны в чемпионате и взяли шефство над ним, заплатив некий социальный налог, для сохранения юношеского футзала. Уже все игроки «Жигиттера» заключили контракты с «Кайратом», и у нас в планах создание базы в Рудном – некого центра подготовки молодежи команды «Кайрат» и, возможно, молодежной сборной.
– В прошлом году Анатолий Смотрицкий сказал, что пока у руля департамента футзала остаются прежние люди, «Тулпара» в чемпионате мы не увидим. Оцените, пожалуйста, сегодняшнюю работу руководства.
– Я считаю, что эта работа требует улучшения. В департаменте должны работать профессиональные люди – менеджеры, управленцы. Это специфический вид спорта, нужно иметь специфические связи в Европе и разбираться в этом очень тонко. Футзал в Казахстане – это не состоявшийся человек, а ребенок, которого нужно еще долго и упорно воспитывать. И нянчиться, его нужно беречь и лелеять.

Похожие новости

Все права защищены

© afckairat.kz

Партнеры